г. Советский 18 января 2018
Заключение Контрольно-счетной палаты Советского района (КСП) на проект решения Думы Советского района «О внесении изменений и дополнений в решение Думы Советского района от 02.04.2009 № 322 «Об иных межбюджетных трансфертах бюджетам городских и сельского поселений, входящих в состав Советского района» (далее – проект) подготовлено в связи с поступлением запроса руководителя аппарата Думы Советского района от 17.01.2018 № 32 (входящая корреспонденция КСП от 17.01.2018 № 4) на основании:
Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ);
Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации и муниципальных образований»;
Устава Советского района;
Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе», утвержденного решением Думы Советского района от 29 февраля 2012 года № 121;
Положения «О Контрольно-счетной палате Советского района», утвержденного решением Думы Советского района от 27 сентября 2011 года № 50;
иных нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации, ХМАО-Югры и Советского района.
1. Предмет заключения
Предметом заключения является выражение мнения КСП о проекте.
2. Соответствие проекта законодательству
По мнению КСП проект не соответствует законодательству по причинам, отраженным в замечаниях 1, 2 и 3 ниже.
Замечание 1. Пунктом 1.2 приложения к проекту (далее – Положение) устанавливается норма об использовании в Положении понятий и терминов в значениях, определенных БК РФ. При этом далее в Положении применяются понятия:
а) бюджетная сеть (подпункт 11 пункта 3.5) – понятие (термин), не определенное БК РФ и не определенное Положением;
б) финансовый орган администрации Советского района (по всему тексту) – понятие (термин), не соответствующее понятию (термину), установленному статьей 6 БК РФ, и понятию (термину), установленному пунктом 1.2 Положения о Финансово-экономическом управлении администрации Советского района, утвержденного решением Думы Советского района от 20.12.2011 № 90.
КСП устанавливает требование разработчику проекта привести понятия и термины, используемые в Положении, в соответствие с законом, и (или) определить применяемые понятия (термины).
Замечание 2. По мнению КСП, наличие в Положении нормы, предлагаемой к установлению пунктом 3.13 проекта, может обусловить наличие в муниципальном правовом акте (МПА) в случае его утверждения признаков такого коррупциогенного фактора как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции. При этом КСП обращает внимание всех заинтересованных лиц на тот факт, что мнение КСП в настоящем замечании отражено в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 10 части 2 статьи 9 Закона 6-ФЗ (при этом КСП обращает внимание на то, что не проводит непосредственной антикоррупционной экспертизы проекта, а лишь выражает мнение о возможном наличии в проекте признаков коррупциогенных факторов).
Мнение КСП основано на следующем: в соответствии с частью 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. Иных оснований для применения бюджетных мер принуждения не предусмотрено. Положение (п. 3.13) предлагает дополнительно установить такие основания для применения бюджетных мер принуждения как невыполнение мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета поселения и нарушение условий соответствующего соглашения. КСП считает, что установление решением Думы Советского района дополнительных оснований для применения бюджетных мер принуждения в данном случае является нарушением компетенции государственных органов.
КСП устанавливает требование разработчику проекта осуществить необходимые корректировки нормы, устанавливаемой пунктом 3.13 Положения.
Замечание 3. По мнению КСП, наличие в Положении нормы, предлагаемой к установлению подпунктом 4 пункта 3.5 Положения, может обусловить наличие в МПА в случае его утверждения признаков такого коррупциогенного фактора как наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. При этом КСП обращает внимание всех заинтересованных лиц на тот факт, что мнение КСП в настоящем замечании отражено в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 10 части 2 статьи 9 Закона 6-ФЗ (при этом КСП обращает внимание на то, что не проводит непосредственной антикоррупционной экспертизы проекта, а лишь выражает мнение о возможном наличии в проекте признаков коррупциогенных факторов).
Мнение КСП основано на следующем: норма, устанавливаемая подпунктом 4 пункта 3.5 Положения, предписывает поселению, входящему в состав Советского района, ежегодно обеспечивать рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, что трудновыполнимо практически в силу различных факторов, а при достижении пороговых значений и невозможно.
КСП рекомендует разработчику проекта в подпункте 4 пункта 3.5 Положения слова «обеспечить рост» заменить словами «осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение роста» или совсем исключить из Положения эту норму.
Замечание 4. КСП устанавливает требование разработчику проекта о необходимости дополнительного раскрытия информации по следующим вопросам и обстоятельствам:
а) установлен ли финансовым органом Советского района порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (учитывая устанавливаемую Положением возможность применения таких мер и нормы закона, установленные частью 4 статьи 306.2 БК РФ)?;
б) какой орган администрации Советского района уполномочен на изменение корректирующих коэффициентов, входящих в состав коэффициента стоимости предоставления муниципальных услуг и в состав коэффициента структуры потребителей муниципальных услуг (пункт 8 раздела IV приложения к Положению)?;
в) исходя из формулы расчета корректировки объема иных межбюджетных трансфертов на обеспечение сбалансированности бюджету n-го поселения (пункт 2 раздела V приложения к Положению), КСП делает вывод, что положительное значение этого показателя возможно только при уменьшении установленного первоначальным решением о бюджете Советского района объема районного фонда финансовой поддержки поселений (РФФПП). При других условиях значение корректировки будет отрицательным или нулевым. КСП предлагает разработчику проекта подтвердить или опровергнуть вывод КСП. В случае подтверждения такого вывода КСП считает, что разработчику проекта необходимо раскрыть причины уменьшения объема РФФПП в течение года;
г) исходя из информации, отраженной в пояснительной записке к проекту, представленный проект устанавливает требование к объему иных межбюджетных трансфертов на обеспечение сбалансированности бюджетам поселений на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, объем которых не должен быть меньше объема собственных средств бюджета Советского района, утвержденных бюджетом Советского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в РФФПП. КСП предлагает разработчику проекта указать конкретную норму проекта (пункт, подпункт и т.п.), устанавливающую указанное требование;
д) исходя из того, что проект предполагает перевод части средств РФФПП (в объеме собственных средств бюджета Советского района, в настоящее время учтенных в РФФПП) в разряд иных межбюджетных трансфертов и тот факт, что реализация проекта в виде решения Думы Советского района (реализация проекта) предполагается после его официального опубликования (т.е. в 2018 году), КСП предлагает разработчику проекта представить пояснения по поводу текущего влияния реализации проекта на существующий РФФПП, а именно – произойдет ли уменьшение текущего РФФПП на объем учтенных в нем собственных средств бюджета Советского района (151,9 млн. руб.)?
Кроме того, КСП рекомендует разработчику проекта представить расчеты в формате «до реализации» настоящего проекта и «после» на основании текущих (2018-2020 гг.) показателей бюджета Советского района (в целях наглядного сравнения и анализа заинтересованными лицами).
Замечание 5 (техническое). КСП обращает внимание разработчика проекта на следующие технические моменты проекта:
а) в пункте 2.1 проекта применено наименование «для обеспечения сбалансированности», далее по тексту – «на обеспечение сбалансированности». КСП рекомендует применение одинакового наименования по всему тексту;
б) КСП рекомендует исключить из пункта 3.1.2 проекта слово «их»;
в) в пункте 3.8.2 проекта слова «затрат» и «необходимых», по мнению КСП, необходимо разделить запятой;
г) в пункте 3.8.3 проекта слово «устанавливающим», по мнению КСП, необходимо заменить словом «устанавливающем», при этом слова «района» и «устанавливающем», по мнению КСП, необходимо разделить запятой;
д) в пункте 4.4 проекта слова «органами» и «уполномоченными», по мнению КСП, необходимо разделить запятой.
КСП рекомендует разработчику проекта осуществить необходимые технические корректировки проекта.
3. Влияние на расходные обязательства
Реализация проекта не окажет непосредственного влияния на расходные обязательства Советского района, так как указанные расходные обязательства уже приняты муниципальным образованием Советский район.
4. Заключение КСП
КСП выражает следующее мнение.
1. По мнению КСП проект не соответствует законодательству по причинам, изложенным в замечаниях 1-3 настоящего заключения. КСП также рекомендует разработчику проекта учесть обстоятельства, указанные в техническом замечании настоящего заключения.
2. Реализация проекта не окажет влияния на расходные обязательства Советского района, так как указанные расходные обязательства уже приняты муниципальным образованием Советский район.
3. КСП устанавливает требование разработчику проекта направить в установленные законом сроки в соответствующие адреса информацию об исполнении (обоснованном неисполнении) требований, предложений и рекомендаций КСП, отраженных в настоящем заключении (при их наличии).
Председатель КСП
Советского района А.П. Загоровский