г. Советский 19 сентября 2017
Заключение Контрольно-счетной палаты Советского района (КСП) по результатам финансово-экономической экспертизы проекта решения Думы Советского района «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в 2017 году» (далее – проект) подготовлено в связи с поступлением запроса главы Советского района от 14.09.2017 № 9394/17 (входящий КСП от 14.09.2017 № 272) на основании:
Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ);
Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации и муниципальных образований»;
Устава Советского района;
Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе», утвержденного решением Думы Советского района от 29 февраля 2012 года № 121;
Положения «О Контрольно-счетной палате Советского района», утвержденного решением Думы Советского района от 27 сентября 2011 года № 50;
иных нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации, ХМАО-Югры и Советского района.
1. Предмет заключения
Предметом заключения является финансово-экономическая экспертиза проекта, реализация которого в виде решения Думы Советского района (реализация проекта) касается осуществления мероприятий по сносу (ликвидации) жилых домов, находящихся в собственности городского поселения (г.п.) Советский (на основании соответствующего соглашения о передаче полномочий) и повлечет принятие бюджетных обязательств Советского района в сумме от 1,1 до 3,1 млн. руб.
2. Соответствие проекта законодательству и влияние проекта на обязательства Советского района
По мнению КСП, проект не противоречит законодательству.
Однако при этом КСП считает необходимым учесть следующие обстоятельства.
Замечание 1. Расходные обязательства Советского района в отношении сноса жилых домов в 2017 году приняты муниципальным образованием Советский район в размере 8,0 млн. руб. в рамках мероприятий муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Советского района на 2015-2020 годы». При этом, КСП обращает внимание всех заинтересованных лиц на тот факт, что в нарушение норм, установленных абзацем 4 части 2 статьи 179 БК РФ, муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Советского района на 2015-2020 годы» не приведена в соответствие с действующим решением о бюджете Советского района, что обусловило существование в настоящее время расходных обязательств Советского района в размере 8,0 млн. руб. в части сноса жилых домов в 2017 году без обеспечения их (расходных обязательств) бюджетными обязательствами, т.е. без финансового обеспечения. КСП рекомендует разработчику проекта осуществить мероприятия, обеспечивающие исполнение норм, установленных абзацем 4 части 2 статьи 179 БК РФ.
Замечание 2. Неопределенность размера бюджетных обязательств (от 1,1 до 3,1 млн. руб.) обусловлена тем, что разных материалах проекта указаны разные оценки осуществления мероприятий по сносу жилых домов, находящихся в собственности г.п. Советский.
Так, в финансово-экономическом обосновании проекта указана оценка в размере 1 122 552,04 рублей, а в материалах, представленных отделом по жилищной политике администрации Советского района – 1 359 961,45 рублей. Кроме того, учитывая физическую неделимость жилых домов и тот факт, что собственниками части домов являются как г.п. Советский, так и Советский район одновременно, затраты по сносу жилых домов, находящихся в собственности г.п. Советский, могут увеличиться (исходя из материалов, представленных отделом по жилищной политике администрации Советского района) еще на 1 745 973,82 рубля.
В целях исключения неопределенности размера бюджетных обязательств, необходимых для реализации проекта, КСП рекомендует разработчику проекта осуществить повторную оценку расходов, необходимых для реализации проекта.
Замечание 3. Учитывая объем финансового обеспечения реализации проекта со стороны г.п. Советский в размере 1 000,00 рублей и тот факт, что фактическая стоимость реализации проекта намного выше (от 1,1 до 3,1 млн. руб.) КСП считает необходимым обратить внимание разработчика проекта на следующие нормы закона.
• в соответствии с абзацем 2 части 3.1 статьи 86 БК РФ увеличение муниципальным районом финансового обеспечения исполнения принятых от поселений полномочий возможно только в случае превышения нормативов, используемых в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, иначе (в соответствии с абзацем 1 части 3.1 статьи 86 БК РФ) принятые от поселений полномочия исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов;
• в соответствии с абзацем 4 части 4 статьи 15 Закона 131-ФЗ для осуществления переданных в соответствии с соглашениями с поселениями полномочий органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Учитывая указанные нормы закона и в целях исключения нецелевого использования бюджетных средств, КСП рекомендует разработчику проекта инициировать осуществление мероприятий, которые обеспечат принятие Думой Советского района решения, устанавливающего случаи и порядок использования ресурсов Советского района для исполнения принятых от поселений полномочий.
Замечание 4. КСП считает, что существует неопределенность в отношении финансового обеспечения реализации проекта в силу того, что действующим решением Думы Советского района о бюджете Советского района не установлены бюджетные обязательства, обеспечивающие финансирование реализации проекта.
Учитывая указанные в замечаниях настоящего заключения обстоятельства, КСП обращает внимание всех заинтересованных лиц на то, что в случае принятия проекта в виде решения Думы Советского района может возникнуть ситуация, когда бюджетные обязательства будут приняты при отсутствии бюджетных ассигнований, что, в свою очередь, может привести к нарушению, за которое статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
3. Заключение КСП
1. Основываясь на доводах и фактах, приведенных выше (замечания 1-4 настоящего заключения), КСП делает вывод о том, что принятие решения Думы Советского района «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в 2017 году» возможно и законно при исключении всех неопределенностей в отношении финансового обеспечения реализации проекта, а также при соблюдении норм законодательства, регламентирующих реализацию муниципальных программ и особенности исполнения переданных (принятых) муниципальными образованиями полномочий.
2. КСП устанавливает требование разработчику проекта и ФЭУ направить в установленные законом сроки в соответствующие адреса информацию об исполнении (обоснованном неисполнении) требований и рекомендаций КСП, отраженных в замечаниях настоящего заключения.
Председатель КСП
Советского района А.П. Загоровский